Согласно п.1 ст.948 ГК, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возмещать вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии с ч.1 ст.152 ГК, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.
Например. Судом Лидского района рассмотрено уголовное дело в отношении Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.317 УК.
Обвиняемый, выполняя трудовые обязанности водителя одного из ПМК г.Лиды, управлял транспортным средством с превышением разрешенной скорости, в результате чего совершил наезд на малолетнего Г., 2016 г.р., пересекавшего проезжую часть совместно с матерью.
Обвиняемый признан виновным по ч.2 ст.317 УК. Также судом района постановлено взыскать с ПМК г.Лида, являвшегося владельцем транспортного средства, в пользу потерпевшей денежную компенсацию морального вреда и государственную пошлину в доход государства. За рассмотрение указанных исковых требований потерпевшей.
При определении материального возмещения морального вреда, суд исходил из положений ст.153, ст.970 ГК, учитывал требования разумности и справедливости, степень нравственных и физических страданий потерпевшим, его возраст, уровень дохода потерпевшего, финансовое положение ПМК, а также частичное возмещение морального вреда.
Вместе с тем взыскание денежной компенсации морального вреда и государственной пошлины с владельца источника повышенной опасности, не лишает права требовать возмещение указанных сумм в порядке регресса с осужденного.