220088, Минск, ул. Захарова, 53  
  admpart@minsk.gov.by
 
пн-чт 845 - 1300; 1400 - 1800
пт 845 - 1300; 1400 - 1645
сб-вс выходной

все контакты

Противодействие и преодоление коррупции - стратегическая задача нашей страны.

Пока еще ни одному государству, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не удалось в полной мере противодействовать этому негативному явлению.

Ядром антикоррупционного законодательства является Закон «О борьбе с коррупцией» от 15.07.2015 (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

Поясним о существующих видах юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства.

Так, основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства (ст.ст.25,37 Закона «О борьбе с коррупцией»).

Указанная юридическая ответственность устанавливается Уголовным кодексом (УК), Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), Трудовым кодексом (ТК), Гражданским кодексом (ГК) и иными законодательными актами. Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.

К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:

- Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

- Легализация ("отмывание") материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и 3 ст. 235 УК).

- Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 424 УК).

- Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 425 УК).

- Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 426 УК).

- Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).

- Получение взятки (ст. 430 УК).

- Дача взятки (ст. 431 УК).

- Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

- Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 455 УК).

За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например по ст.12.8 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов), ст.12.9 (нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг), ст.11.1 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение) и др.

Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к такому виду ответственности установлен законодательством, например порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 ТК.

Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния (в частности, что лицо относится к категории государственных должностных лиц, установить все признаки деяния, указанные в соответствующем абзаце ст.25 или ст.37 Закона «О борьбе с коррупцией», если это предусмотрено в соответствующем абзаце – признаки государственной организации и др.).

Коррупционное правонарушение и правонарушения следует отличать от других дисциплинарных проступков и административных правонарушений, не относящихся к коррупции.

Если признаки деяния прямо не указаны в ст.ст.25,37 Закона «О борьбе с коррупцией» или иных статьях названного Закона, то относить деяние к коррупционным правонарушениям нельзя.

К примеру ст.18 закона «О борьбе с коррупцией» запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира, супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Однако, если нарушается аналогичный запрет, установленных в негосударственных организациях по решению собственника в соответствии с ч. 2 ст.27 ТК, нарушение антикоррупционного законодательства отсутствует.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение может быть привлечено к материальной ответственности, пределы которой устанавливаются для работника за допущенные нарушения законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.

Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность

Например, в силу ст.419 ГК торги, проведенные, с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Наиболее часто совершаемыми в стране преступлениями так называемой коррупционной направленности, являются взяточничество и хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

Анализ состояния преступности показывает, что коррупционным проявлениям продолжают быть подвержены в той или иной степени практически все сферы жизнедеятельности государства и общества. Уровень коррупционных преступлений остается стабильно высоким в сфере государственного управления, промышленности, торговли и здравоохранения. Коррупционными остаются сферы закупок, распоряжения государственной собственностью и имуществом государственных организаций, бюджетными средствами.

А теперь несколько примеров реальных уголовных дел, рассмотренных районным судом в первом полугодии 2022 г. с участием государственного обвинителя прокуратуры Партизанского района г.Минска:

Гражданин М, работая начальником отдела ремонтных работ и технической эксплуатации крупнейшего государственного предприятия «Ф», с 01.07.2012 по 23.08.2021 находясь в различных местах на территории г.Минска, имея единый противоправный умысел на систематическое принятие для себя в качестве взятки материальных ценностей принял в несколько приемов (всего 65 преступных эпизода) от директора субъекта хозяйствования З. и главного инженера этой же фирмы Т. в качестве взятки денежные средства в общей сумме не менее 168 150 рублей и 5 330 долларов США за лоббирование интересов субъекта хозяйствования, а именно оказании содействия в победе указанной фирмы в процедуре закупки товаров (работ,услуг) при строительстве и проведении ремонтных работа на многочисленных объектах указанного государственного предприяти «Ф»,  а также о получении за вышеуказанные действия от З. и Т. денежных средств в качестве взятки в размере  10% от суммы каждого подписанного акта выполненных работ на объекте за вычетом фактической стоимости материалов и уплаты налогов.

Приговор суда: за неоднократное получение взяток в особо крупном размере М. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет со штрафом 2000 базовых величин, что составляет 64 000 рублей с лишением права занимать должности связанные с организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельностью на срок 5 лет, с отбыванием наказания в колонии в условиях усиленного режима 


 

-Гражданин Т. работая с 2019 г. начальником управления маркетинга и сбыта – начальником отдела сбыта государственного предприятия, расположенного в Минской области, а с 07.07.2021 занимая должность заместителя генерального директора по коммерческим вопросам указанного предприятия, в период с 29.06.2021 по 15.03.2022, находясь на территории Минской области и г.Минска, имея единый противоправный умысел на получение взяток принял в три приема: 29.06.2021 в размере 1 200 долларов США,; 05.09.2021 в размере 1 500 долларов США, 15.03.2022 в сумме 900 долларов США от учредителя российского субъекта хозяйствования «К» и главы представительства этого же субъекта хозяйствования П. в качестве взяток денежные средства на общую сумму 3 600 долларов США за лоббирование интересов указанного субъекта хозяйствования, выразившееся в оперативной поставке и обеспечении первоочередной отгрузке продукции белорусского предприятия в адрес российского субъекта хозяйствования в период с июня 2021 г. по март 2022 г.

Приговор суда: за получение взяток в крупном размере Т. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 6 месяцев со штрафом в размере 1 000 базовых величин, что составляет 32 000 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на срок 5 лет, с отбыванием основного наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии в условиях усиленного режима.

Моя республика МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Информационные ресурсы Республики Беларусь