220088, Минск, ул. Захарова, 53  
  admpart@minsk.gov.by
 
пн-чт 845 - 1300; 1400 - 1800
пт 845 - 1300; 1400 - 1645
сб-вс выходной

все контакты

Деятельность таможенных органов по организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров в последнее время претерпевает значительные изменения, которые связаны с внедрением в данную область мер профилактического характера, направленных на предупреждение нарушений в сфере таможенного регулирования.

С 25 июля 2022 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 года №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон).

Отдельные нормы Закона, регламентирующие организацию и проведение таможенного контроля после выпуска, существенно изменили порядок взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

В рамках реализации принципов взаимодействия государства с бизнесом, определенных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства», а также с целью развития саморегулирования бизнеса в Закон были включены нормы, предусматривающие возможность использования таможенными органами в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров сведений, содержащихся в аудиторских заключениях (пункт 9 статьи 209 Закона).

Статья 278 Закона дополнена пунктом, согласно которому таможенные органы вправе взаимодействовать с подконтролными лицами в целях профилактики и предупреждения нарушений в сфере таможенного регулирования в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Для целей более четкого и однозначного регулирования порядка взаимодействия таможенных органов с бизнесом было принято постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14.06.2022 №52 «О взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности» (далее – постановление).

Постановлением определено, что таможенный орган при выявлении признаков нарушений таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности направляет подконтрольному лицу информацию о таких выявленных после выпуска товаров признаках, а также о способах их устранения. Данная мера в первую очередь касается незначительных нарушений и регулируется с применением системы управления рисками.

В случае несогласия подконтрольного лица с выявленными таможенным органом признаками нарушений таможенного законодательства субъект хозяйствования может подтвердить правомерность своих действий, представив в срок не позднее одного месяца со дня направления таможенным органом информации документы и сведения, подтверждающие отсутствие нарушений.

В случае же согласия с выявленными таможенным органом признаками нарушений таможенного законодательства участник внешнеэкономической деятельности самостоятельно принимает меры по устранению таких нарушений и информирует об этом таможенный орган.

При этом в силу положений пункта 5 статьи 37 Закона при добровольной уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, размер пеней, начисленных на суммы таких платежей, снижается на 50%.

Также предусмотрено проведение таможенными органами консультаций с субъектами хозяйствования по вопросам оценки нарушений таможенного законодательства и применения способов и мер профилактического характера, направленных на устранение таких нарушений.

Следует отметить, что если в установленный постановлением срок субъектом хозяйствования не представлена информация о согласии либо несогласии с выявленными признаками нарушений таможенного законодательства и (или) не приняты меры по устранению таких нарушений, таможенный орган принимает меры по минимизации выявленных рисков в соответствии со статьей 282 Закона.

Таким образом, изменения правовой базы в части взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности привели к трансформации подходов и упрощению взаимодействия с подконтрольными лицами на этапе после выпуска товаров.

Деятельность таможенных органов в сфере профилактики и предупреждения нарушений при проведении посттаможенного контроля позволяет создать благоприятную среду для бизнеса, минимизировать вмешательство государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, что в совокупности способствует развитию экономики государства.

Моя республика МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Информационные ресурсы Республики Беларусь