220088, Минск, ул. Захарова, 53  
  admpart@minsk.gov.by
 
пн-чт 845 - 1300; 1400 - 1800
пт 845 - 1300; 1400 - 1645
сб-вс выходной

все контакты

Прокуратурой Партизанского района г.Минска проведена проверка качества работы учреждений образования, расположенных на территории района, по выявлению и предупреждению девиантного поведения подростков за январь-ноябрь 2015 г.

В структуре подростковой преступности преобладают  преступления, предусмотренные ст.205, ст.328, ст.380 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Подростки являются одной из наиболее незащищенных категорий нашего общества. Они сильнее испытывают состояние стресса и раздражения. Их мечты о легком и быстром обогащении ведут к различным проступкам и преступлениям.

Совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка.

Несовершеннолетние правонарушители являются резервом преступности будущего. Лица, совершившие преступления в подростковом возрасте в дальнейшем, как правило, редко прекращают свою преступную деятельность.

Одним из важных направлений профилактики противоправного поведения учащихся является формирование у них ценностных ориентиров. На результативность воспитательно-профилактической  работы влияет качество взаимодействия педагогических коллективов учреждений образования с правоохранительными органами и иными субъектами профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, определенными Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» (далее – Закон о профилактике).

Профилактическая деятельность должна быть ориентирована не только на факторы риска возникновения асоциального поведения, но и на защитные факторы. К ним можно отнести: вовлечение родителейв жизнь несовершеннолетнего, развитие опыта родительского контроля, создание ситуации успеха в учебной деятельности несовершеннолетних и признание в учреждении образования установленных норм относительно противоправного поведения.

Основу воспитательно-профилактической работы должна составлять программа деятельности учреждения образования по профилактике асоциального поведения учащегося, при разработке которой необходимо соблюдать требования Закона о профилактике.

Проверкой установлены как формальные нарушения требований законодательства, так и грубые системные нарушения.

Так, воспитательно-профилактическая работа одного из учреждений образования не основывается на глубоком изучении причин и условий, обуславливающих противоправное и девиантное поведение учащихся. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждений образования в пределах своей компетенции не выполняет надлежащим образом обязанности по изучению условий жизни и воспитания обучающихся в семье. К примеру, акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего «Д» не подписан мастером производственного обучения, куратором группы, преподавателем, акт рейда «Подросток»  в отношении несовершеннолетнего «А» не подписан мастером производственного обучения.

В учреждении образования несовершеннолетний «С» совершил преступления, предусмотренные ч.1 ст.380, ч.2 ст.380 Уголовного кодекса Республики  Беларусь.

Названный несовершеннолетний в период обучения в учреждении образования ни на одном из профилактических видов учета не состоял, что свидетельствует о недостаточной работе по выявлению и предупреждению девиантного поведения подростков.

Причинами и условиями, способствующими совершению учащимися преступлений, явились: неэффективная идеологическая и профилактическая работа по предупреждению совершения молодежью преступлений; недостаточный контроль со стороны педагогического коллектива.

Поскольку обязательным условием функционирования системы воспитательно-профилактической работы является организация методической работы по данной тематике, на оперативном совещании субъектов профилактики, прошедшем 14.12.2015 в прокуратуре Партизанского района г.Минска было предложено:

- развивать и поддерживать в учреждениях образования систему наставничества опытных педагогов над молодыми и вновь принятыми специалистами;

- разработать и внедрить систему коллегиального рассмотрения проблемных вопросов организации воспитательно-профилактической работы через проведение психолого-медико-педагогических коллективов;

-организовывать в каждом учреждении образования постоянно действующий семинар по данным проблемам для классных руководителей, кураторов групп, педагогов социальных, педагогов-психологов с привлечением специалистов органов внутренних дел, здравоохранения, прокуратуры. 

Проведенный анализ показал, что далеко не все учащиеся, состоящие на различных видах учета, вовлечены во внеурочную (кружковую) деятельность, что способствует  девиантному поведению учащихся и свидетельствует о формальном подходе к профилактической работе. Как известно, чаще всего преступления и другие правонарушения несовершеннолетние совершают именно в свободное от учебы время.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств профилактики противоправного поведения и воспитания в целом. Организация содержательного досуга учащихся, склонных к совершению противоправных поступков, находящихся в социально опасном положении, имеет целью формирования у них позитивных поведенческих установок и стремления к самосовершенствованию. Учитывая, что у таких подростков имеются проблемы с формированием стойкого интереса к занятиям по одному из видов деятельности, на оперативном совещании было рекомендовано организовать в учреждениях образования клубы общения для таких подростков. При планировании занятий в них предложено привлекать специалистов различного профиля (социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители кружков, творческих объединений).

Установлены факты отчисления учащихся из учреждения образования по инициативе администрации, без уведомления соответствующих районных комиссий по делам несовершеннолетних, что является нарушением требований п.8 ст.79 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Также, в одном из учреждений образования имеется случай наложения дисциплинарного взыскания, не предусмотренного законодательством (строгий выговор).

Отчисление неуспевающих – фактор, после которого обучающийся, не полностью сформировавшийся, попадает под дурное влияние, начинает вести неправильный образ жизни, совершает первые преступления и опасные правонарушения.А ведь можно было помочь им и вытащить их из этой трясины путем оказания действенной помощи с учебой, воспитанием, дисциплиной.

В связи с многочисленными нарушениями действующего законодательства при наложения дисциплинарных взысканий и отчислений обучающихся, прокуратурой района разработана и направлена всем руководителям учреждений образования профессионально-технического и среднего специального образования  Памятка на тему: «Соблюдение требований при наложении дисциплинарных взысканий  и отчислений обучающихся».

С целью дальнейшего обеспечения законности и правопорядка на территории Партизанского района г.Минска, усиления влияния на негативные процессы криминогенной обстановки и эффективности деятельности всех субъектов профилактики в районе проводятся конкретные  профилактические мероприятия.

 

МАРКОВСКАЯ Наталья Геннадьевна

старший помощник прокурора Партизанского района г.Минска

юрист 2-го класса

Моя республика МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Информационные ресурсы Республики Беларусь